Дракула
Дед Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился господарем.
Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную армию. Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно был о обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни.
Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой
кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась
патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к
подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству,
варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол
Дракула особенно преуспел.
Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам данной страны".
Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно "Сказание о Дракуле воеводе", где основным преступлением Влада III объявлялась измена православию. Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив
крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает
отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так
безрукая, а потому и жить ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол,
спросил у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой
боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский короток
из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить
дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад,
повелев казнить собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные
источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские
авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших
себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда
повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды. Следовательно,
весь корпус "дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у
фольклора свои законы. Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда
Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем
("по совместительству" - главой Священной Римской империи) для
борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его элитарный
характер и герб описаны Э. Виндеке, современником и биографом Сигизмунда
Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским
обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской
символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах считалось
сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко.
Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище:
"Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и
"дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую" версию,
даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно,
современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской
символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона
вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден Дракона в
качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если учесть,
что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей и
чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари
дракону-дьяволу?
В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже
упоминавшемся нападении молдавского господаря Стефана Великого на крепость
своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и
отступил. Рана не заживала сорок лет, а врачи, выписанные из Италии и
Германии, по таинственным причинам ко двору господаря добраться не могли, и в
результате причиной смерти Стефана стала именно валашская стрела. История, по
меткому замечанию исследователей, "дракулескная", т .е.
анекдотически-загадочная, колдовская. Прямых свидетельств вампиризма Дракулы
тоже нет, но зато есть немало косвенных. Так, в поэме Й.Будай-Деляну "Цыганиада"
(опубликованной после смерти автора в 1875-1876 гг.) Дракула, возглавив армию
цыган, борется с турками , злокозненными боярами и - вампирами. Известно, что
Будай-Деляну использовал в поэме фольклорные сюжеты, потому указания на связь
Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны. Цыгане издревле считались
народом мистическим, народом гадалок и колдунов, а в том, что будай-деляновский
Дракула не вампир, но противник вампиров, ничего удивительного нет: обычный
для мифологического сознания сюжет -"перевертыш" - герой сражается
с собственной ипостасью. Соответствующие намеки нетрудно найти и в описании
гибели Дракулы. Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III
обратили копья против господаря по соображениям страха и мести или ради турецкой
награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или
наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была
выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы
действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами : тело
кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить
от туловища. С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы.
Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом
монастыре, которому его род покровительствовал. Интересно, что первый раз Дракулу похоронили напротив алтаря, а второй - под каменными плитами пола, похоже, с той целью, чтобы входящие попирали прах Цепеша. По мнению исследователей, осквернили могилу и "перезахоронили" Дракулу монахи Снагова монастыря, причем сделали это на рубеже XVIII-XIX веков - как раз тогда, когда Й.Будай-Деляну и писал "Цыганиаду". Не исключено, что, почитая Цепеша - национального героя, соотечественники не забывали о другом его лике - Дракуле, кровопийце и чернокнижнике. Впрочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об упырях. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской подсказке. Кстати, логика "компенсации" провоцирует и ныне появление "хоррорных" сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах "Общества защиты животных" и т.п. В XV веке тема вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше. Именно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая "право Чаши" (т.е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали "чашниками". Борьбу с "чашниками" возглавил император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал "рыцарем Дракона", главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует
учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от
нынешнего, сложившегося благодаря литературе "ужасов" и
кинематографу и восходящего к романтической и неоромантической литературе, а
также к преданиям XVII-XVIII веков. В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической
"эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим
вампиром), но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с
дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна еще и для
совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль
де Ре, маршал Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками,
подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал
кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и "кровавые
гекатомбы" Влада III воспринимались аналогично - колдуну-вероотступнику
тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно
экспериментировать с человеческим телом и кровью. Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление эпитета "wutrich", который в немецких источниках используется как по отношению к Дракуле, так и для характеристики "лютой" храбрости берсерков. Образы же Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов, Дракулы-упыря и чернокнижника - не просто вымысел, но результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|